Логотип
X
Логин:
Пароль:
 Сохранить логин и пароль
 


Всероссийские соревнования 2016 года

"Роботраффик-Технион: соревнования робоавтомобилей"

Правила соревнований РобоТраффик на сайте RRO

 

Конкурсные категории:

  • A. Движение по модели городского транспортного движения с соблюдением правил дорожного движения (далее - ПДД).
  • B. Движение с максимальной скоростью по гоночной трассе.
  • C. Конкурс инженерных предложений по повышению безопасности транспортного движения.
  • D. Тест по правилам ПДД.
  • E. Категория года. Параллельная парковка.

Общие положения

Победители определяются отдельно по категориям A, B, C, D и E согласно правилам данной категории среди всех участников.
Победителем соревнований объявляется команда, получившая наибольший результат по сумме зачетных баллов во всех категориях соревнований (A, B, C, D и E).
Победитель определяется отдельно среди школьников и среди студентов.
Зачетные баллы в отдельных категориях вычисляются по формуле:

((количество команд + 1) - место команды) * коэффициент категории

Коэффициенты категорий:

  • категория А – 2;
  • категория B – 1,5;
  • категория C – 1;
  • категория D – 1;
  • категория E – 1.

Команда, снятая с соревнований за неспортивное поведение решением судейской коллегии в любой из категорий, не участвует в абсолютном зачёте.
Организаторы оставляют за собой право вносить изменения в правила соревнований.

Участники

Соревнования проводятся в 2-х возрастных группах:
  • Школьники;
  • Студенты и учащиеся СПО. 
Внимание! Аспиранты не могут участвовать в соревнованиях в категории "Студенты и учащиеся СПО".

Регламент проведения заездов

  • «Автономный режим» – свойство транспортного средства (далее - ТС), выражающееся в способности функционировать в течение заезда независимо, без помощи каких-либо вспомогательных внешних систем, за исключением интерактивных устройств, являющихся неотъемлемой частью моделей трасс категорий А, В, Е.
  • Команда имеет право производить любые действия со своим ТС до соревнований и во время тренировочных заездов, направленные на повышение результативности робота и не противоречащие настоящим правилам.
  • В случае поломки ТС команда имеет право заменить отдельные детали. Запрещается заменять ТС полностью.
  • За 10 минут до начала заездов объявляется Карантин. Во время карантина каждая команда должна поместить ТС в специально отведенное для этого место в выключенном состоянии. Если по техническим причинам, ТС должно оставаться во включенном состоянии, то команда должна предусмотреть подставку для ТС, исключающую возможность самопроизвольного перемещения ТС.
  • Каждая команда имеет по 2 попытки в категориях A, B и E.
  • В категориях A, B и E учитывается лучший результат из 2-х попыток.
  • В случае если одна из попыток провалена, учитывается результат другой попытки. Если провалены обе попытки, команда занимает последнее место в данной категории. При наличии нескольких команд проваливших обе попытки, все они занимают последнее место в данной категории.
  • В случае выхода из строя ТС одной из команд по вине ТС соперника пострадавшей стороне предоставляется время на ремонт и возможность провести заезд.

Регламент проведения тренировок

  • Тренировочные заезды проводятся в соответствии с расписанием.
  • Право на тренировочный заезд предоставляется в порядке общей очереди. Для попытки отводится не более 2-х минут.

Оборудование

Оборудование для проведения соревнований предоставляется организаторами:

  • Полe "Город";
  • Полe "Скорость";
  • Поле "Параллельная парковка";
  • Светофоры (стартовый, для перекрёстка) - каждый сигнал светофора или их сочетание сопровождается передачей уникального кода навстречу движению ТС в ИК-диапазоне по протоколу IrDA SIR;
  • Дорожные знаки: ("Движение без остановки запрещено", "Пешеходный переход") - каждый дорожный знак передаёт навстречу движению ТС свой уникальный код в ИК-диапазоне по протоколу IrDA SIR. 
  • Модель "Пешехода" представляет собой неожиданно появляющееся препятствие на пути следования ТС.

Оборудование для участия в соревнованиях команда изготавливает самостоятельно из приобретенных комплектующих. 

  • Транспортное средство – модель колёсного ТС, приводимого в движение электродвигателем, с рулевым управлением способом поворота управляемых колёс, управляемая микроконтроллером в автономном режиме (обязательное условие).

К участию в соревнованиях допускаются модели ТС размеры которых:

  • длина не более 460 мм, 
  • ширина не более 225 мм, 
  • база не менее 240 мм, 
  • колея не менее 160 мм.

Штрафные баллы за конструкцию модели начисляются в категории A:

  • Неиспользование принципа Аккермана в рулевом управлении – 10 баллов. 
  • Отсутствие дифференциала в трансмиссии – 5 баллов.
  • Отсутствие механической регулировки рулевого управления – 3 балла. 
  • Отсутствие механической регулировки колёс (сход-развал) – 3 балла.
  • Начисляется 3 балла, но не более, если в модели отсутствуют амортизаторы, рессоры, независимая подвеска колёс, или есть два и более несвязанных механически валов с которых передаются крутящие моменты на трансмиссию(и).

Команда при создании ТС может использовать в конструкции ТС любые самодельные или готовые узлы и детали.

Правила соревнований по категориям и подсчёт очков

Категория А. Движение по модели городского транспортного движения с соблюдением ПДД

Техническая задача: создать автономное роботизированное транспортное средство, способное самостоятельно передвигаться, являясь частью модели городского транспортного движения, соблюдая ПДД. ТС должно двигаться, соблюдая безопасную дистанцию, в соответствии с разметкой "дороги", дорожными знаками, сигналами светофоров, а также учитывать текущую ситуацию на "дороге" и возможных «пешеходов».

Во время проведения заезда два ТС автономно и одновременно движутся встречно-параллельными курсами по модели городского уличного движения.

Условия проведения:

Время заезда – 3 минуты 30 секунд

"Начало движения" ТС в заезде – после включения зеленого сигнала стартового светофора ТС должно начать движение в течение 10 секунд. По истечении 10 секунд включается красный сигнал.

Начало отсчета времени – момент включения зеленого сигнала стартового светофора.

За время заезда ТС должно проехать не менее 3-х "кругов", за это команде начисляется 180 баллов. Если до окончания заезда ТС не удалось проехать 3 "круга" – "Попытка провалена".

Примечание : Началом круга считается место выезда со стартовой прямой на главную трассу. Подсчет кругов сверх трёх осуществляется по "четвертям" круга.

"Окончание заезда" в фиксируется по следующим событиям:

  • истечение 3 минут 30 секунд – максимальное время выполнения задания;
  • неспособность обоих участвующих в заезде ТС продолжать движение более 30 секунд подряд;
  • невозможность продолжения заезда по техническим причинам;
  • по решению судьи.

Для идентификации ТС во время заезда команда должна иметь с собой два флажка (красный и синий) с названием команды. В соответствии с жеребьевкой один из флажков устанавливается на ТС. После первого заезда команды меняются стартовыми площадками.

Каждая команда имеет 2 попытки, в зачет принимается лучшая из них.

На поле может находиться только один представитель от каждой команды во время проведения заезда.

Категорически запрещается менять конструкцию модели городского уличного движения – менять расположение знаков, светофоров и иных приспособлений, настраивая их «под себя». Нарушение этого правила влечет снятие команды с соревнований в данной категории.

За нарушение правил дорожного движения начисляются штрафные баллы:

  • Представитель команды может помочь ТС во время заезда сдвинуться с места не ранее, чем через 5 секунд после неоправданной дорожной ситуацией остановки, за что начисляется 5 штрафных баллов за каждый акт помощи.
  • Действия ТС одной из участвующих в заезде команд привели к выходу из строя* ТС соперника или модели городского транспортного движения – команда виновник наказывается штрафом «Попытка провалена».

Примечание : «выход из строя» ТС – неспособность ТС двигаться или ориентироваться в пространстве, в результате чего пришлось остановить заезд; «выход из строя» модели городского транспортного движения – изменение, в результате наезда ТС, положения устройств модели городского транспортного движения, повлёкшее за собой необходимость остановки заезда.

  • Проезд стоп-линии на запрещающие сигналы светофора – 15 баллов за каждый факт нарушения.
  • Если ТС не остановилось на стоп-линии возле знака "Движение без остановки запрещено" (далее - знак Стоп) на 5 секунд, то команде начисляется 15 штрафных баллов.
  • Неоправданная дорожной ситуацией остановка более 5 секунд за пределами перекрестка – 4 балла за каждый факт остановки.
  • Неоправданная дорожной ситуацией остановка на перекрёстке – 5 баллов за каждый факт остановки.
  • Столкновение с другим автомобилем за пределами перекрестка – 5 баллов виновнику аварии за каждый факт столкновения.
  • Столкновение с другим автомобилем на перекрёстке – 7 баллов за каждый факт столкновения.
  • Наезд на пешехода – 15 баллов.
  • Фальстарт – 3 балла за каждый. Заезд обоих ТС начинается заново. Допускается не более 2-х случаев одним ТС в одном заезде. После третьего случая – "Попытка провалена".
  • Отсутствие корпуса на ТС – 3 балла.
  • Выезд на встречную полосу движения – 10 баллов за каждый факт нарушения.
  • Выезд на тротуар – 10 баллов за каждый факт нарушения.

Примечание: Если в результате наезда на пешехода ТС покинуло свою полосу, оно может быть возвращено на трассу для продолжения движения.

Определение победителей

Результат команды в заезде определяется следующим образом: 180 минус сумма штрафных баллов.

Выигрывает команда с лучшим результатом.

В случае равного результата, выигрывает ТС, которое преодолело большее число "кругов".

Примечание: Началом круга считается место выезда со стартовой полосы на главную трассу. Подсчет кругов сверх трёх осуществляется по "четвертям" круга.

Категория B. Движение с максимальной скоростью по гоночной трассе.

Техническая задача: создать автономное роботизированное транспортное средство, способное за наименьшее время преодолеть трассу, не покидая свою полосу движения.

Во время проведения заезда два ТС автономно и одновременно движутся по модели гоночной трассы параллельными курсами в одном направлении.

Условия проведения

Для идентификации ТС во время заезда команда должна иметь с собой два флажка (красный и синий). В соответствии с жеребьевкой один из флажков устанавливается на ТС. После первого заезда команды меняются стартовыми местами.

ТС, находясь в зоне старта, ожидает разрешающего сигнала светофора для начала движения.

Если ТС стартовало не дожидаясь стартового сигнала – фальстарт. Заезд обоих ТС начинается заново. Допускается не более 2-х случаев фальстарта одним ТС в одном заезде. После третьего случая – "Попытка провалена".

Если ТС не начало движение к моменту финиша соперника – "Попытка провалена".

Выезд на "чужую" полосу движения или выезд на тротуар – "Попытка провалена".

Определение победителей

Выигрывает команда, показавшая наименьшее время (с точностью до десятых).

Если команды имеют одинаковые показатели времени – для них назначается дополнительный заезд.

Категория C. Творческий конкурс "Система контроля скорости на участке трассы".

В 2016 году конкурс проводится очно.

Из-за несоблюдения скоростного режима происходит большинство дорожно-транспортных происшествий.

Конкурс представляет собой презентацию-защиту собственной идеи контроля  скорости транспортного средства на участке трассы. Объект контроля - автомобиль, участвующий в категории А (при необходимости автомобиль может быть модернизирован).  

Защита проекта должна состоять из следующих частей:

  • Аппаратное обеспечение проекта;
  • Схема  размещения оборудования на модели трассы городского движения.
  • Принцип работы системы;
  • Оценка затрат на реализацию проекта.

Критерии оценки:

  • Оригинальность идеи.
  • Понимание проблемы и предлагаемого решения.
  • Наличие электронных материалов, поддерживающих презентацию и включающих дополнительные материалы (схемы, чертежи, программы, если необходимо).
  • Совершенство программного алгоритма, если таковой необходим.
  • Выразительность выступления.

Каждый критерий оценивается по 5-балльной шкале.

В случае, если команда реализует проект на практике и сможет продемонстрировать работу на участке трассы, получает дополнительно 15 баллов.

Выигрывает команда с наибольшим количеством баллов. Если две или более команд наберут одинаковое количество баллов, решение о победителе принимает судейская бригада.

Категория D. Тест по правилам ПДД

Задача: Необходимо ответить на 20 вопросов из следующих разделов Правил дорожного движения Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства РФ № 1423 от 19.12.2014):

  • Общие положения;
  • Общие обязанности водителей;
  • Обязанности пешеходов;
  • Сигналы светофора и регулировщика;
  • Проезд перекрестков;
  • Дорожные знаки

Определение победителей:

  • За правильный ответ начисляется - 2 балла.
  • Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  • Если несколько команд наберут одинаковое количество баллов, выигрывает команда, которая затратила наименьшее время.

Категория Е. Параллельная парковка

Техническая задача: создать автономное роботизированное транспортное средство, способное самостоятельно провести процедуру парковки в случае наличия свободного места в зоне парковки.

схема категории Е

Условия проведения

Время заезда - 2 минуты.

ТС, находясь в зоне старта, ожидает разрешающего сигнала светофора для начала движения.

Если ТС стартовало не дожидаясь стартового сигнала – фальстарт. Заезд начинается заново. Допускается не более 2-х случаев фальстарта в одном заезде. После третьего случая – «Попытка провалена».

В парковочной зоне стоят несколько макетов автомобилей, расстояние между запаркованными автомобилями - от 0 до 40 см. Вариант размещения автомобилей выбирается путём жеребьёвки.

Двигаясь вдоль парковочной зоны ТС должно определить место, достаточное для парковки, и занять это место.

Место для парковки от 100 до 120 см.

Расстояние от центра линии движения (направляющая линия) до края парковочной зоны (макетов автомобилей) - от 20 до 40 см. Точное значение расстояния выбирается методом жеребьёвки для всех участников.

Ширина линии движения (направляющая линия) и стартовой линии - 5 см. Ширина финишной линии 7,5 см.

Размеры парковочной зоны: длина -  не менее  4,5 м., ширина - 30 см.

Ширина тротуара 15 см.

Если в течение отведённого на попытку времени ТС завершило парковку остановкой и в зоне парковки находится хотя бы одно колесо  полностью (в вертикальной проекции), начисляется 120 очков.

За нарушение "правил парковки" начисляются штрафные баллы:

  • Если по окончании 2-х минут модель ТС не закончила движение (не остановилась) - 20 баллов;
  • Если по окончании движения хотя бы одно из колёс ТС частично или полностью наехало на тротуар (жёлтая полоса, контроль в вертикальной проекции) - 20 баллов;
  • Столкновение/касание со стоящим на парковке автомобилем  - 10 баллов за каждый факт;
  • Наезд на тротуар во время маневров – 5 баллов за каждый факт;
  • За каждый полный сантиметр ТС, выступаюущий на проезжую часть - 5 баллов.

Примечание: измеряется расстояние от самой дальней точки корпуса до края парковочной зоны.

Если по окончании движения ни одно колесо полностью не находится в зоне парковки - "Попытка провалена".

Определение победителей

Результат команды в заезде определяется следующим образом: 120 минус сумма штрафных баллов.

Выигрывает команда с лучшим результатом.

В случае равного результата, побеждает ТС, которое завершило попытку быстрее.

 

Задания дистанционного отборочного этапа:

Для того чтобы стать участником дистанционного отборочного этапа, необходимо с 26 по 30 мая зарегистрировать команду по ссылке (не более 2-х команд из области) - https://docs.google.com/forms/d/1gXiu9-FfMno6nf8A8GX6_8ULo6DrpA0bcSPwZdff3cc/edit?usp=drive_web

Размеры ТС

Представить фотографии подтверждающие размеры модели ТС.

К участию в соревнованиях допускаются модели ТС, размеры которых:

  • длина не более 460 мм;
  • ширина – не более 225 мм;
  • база не менее 240 мм;
  • колея не менее 160 мм.

Аккуратное вождение

Представить видеоролик* длительностью 3 мин с демонстрацией движения ТС на упрощенной модели городского движения:

  • старт ТС осуществляется по датчику расстояния: перед ТС находится препятствие на расстоянии 20 см и если его убрать, то ТС начинает свое движение;
  • ТС должна правильно реагировать на сигналы светофора, находящегося на перекрестке и работающего согласно правилам соревнований;
  • ТС должно остановиться на запрещающий сигнал светофора минимум один раз;
  • ТС должна правильно реагировать на внезапно возникающие перед ней препятствия.

Скоростное вождение

Представить видеоролик* с демонстрацией скоростного движения ТС на упрощенной модели городского движения:

  • старт ТС осуществляется по сигналу стартового светофора;
  • в момент старта ТС происходит запуск секундомера, который должен все время быть в зоне видимости камеры.

Модель трассы

Трасса для дистанционного отборочного этапа является упрощенной моделью трассы, используемой на заключительном этапе Всероссийской робототехнической олимпиады.

Основные параметры: ширина направляющего трека – 50 мм; минимальный радиус поворота (по осевой линии трека) – 825 мм; угол пересечение прямых «перекрёстка» – 90 градусов; прямые «перекрёстка являются касательными к поворотным кругам трассы. 

Место старта - точка трека, наиболее удаленная от перекрестка.  

Поле для заочного этапа может быть изготовлено или смакетировано любым доступным способом с соблюдением приведённых на рисунке размеров с точностью ±2%: напечатано на баннере, собрано из листов с напечатанной/нарисованной трассой, выклеено чёрной изоляционной лентой или 5‑сантиметровым чёрным скотчем, и т.п.

Модель трассы для заочного этапа 

*Видеоролик должен отвечать следующим требованиям:

  • разрещение - не ниже 480p (854 х 480);
  • формат видео и кодек - любой на усмотрение авторов (рекомендуется MP4 с видеокодеком H.264 и аудиокодеком AAC);
  • ролик должен быть без «склейки», т.е. снят одним дублем;
  • на ролике должно быть четко видно сигналы светофора;
  • ролик должен быть размещен в любом «облачном» хранилище.